Яндекс уличили в понижении конкурентов и обязали прекратить манипуляции поисковой выдачей
Федеральная Антимоопольная Служба (ФАС) уличила Яндекс в том, что он повышает в поисковой выдаче свои собственные проекты и при этом понижает позиции аналогичных проектов конкурентов.
Если это сформулировать в терминологии SEO, то Яндекс занимается манипуляцией поисковой выдачей и поисковым спамом, продвигая в топ 10 свои собственные сайты. Что, вообще-то, Яндекс сам запрещает делать, и декларирует, что борется с этим. Типа, “свои грехи я вам прощаю” – двойные стандарты налицо.
Яндекс в своей поисковой выдаче предоставляет преимущество собственным проектам. Речь идет о сервисах, принадлежащих самому Яндексу: «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Услуги», «Яндекс.Медиасервисы», «Кинопоиск» и прочие – у Яндекса их много. Они появляются в «колдунщиках», — так называются интерактивные виджеты, которые появляются на странице или перед результатами поиска (прогноз погоды, картинка, перевод слова), или сбоку, или вставляются в середине поисковой выдачи, или появляются сразу в нескольких местах страницы, как на приведенном здесь рисунке.
Остановимся чуть подробнее на скринште, приведенном на рисунке. На картинке видно, что пользователь сделал запрос о погоде. В поисковой выдаче дважды присутствует сервис самого Яндекса – “Яндекс.Погода”. При этом Яндекс сам не собирает метеоролическую информацию, не делает по ней метеопрогнозы, не создает модели атмосферы, т.е. он публикует чужие данные, а вместо ссылки на первоисточник размещает ссылку на свой сервис.
Еще в прошлом году ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon обратились в ФАС по поводу действий Яндекса. Компании пожаловались на “колдунщики” в поисковой выдаче. Таким образом, полагают они, Яндекс пользуется доминирующим положением на рынке.
У сервисов, не принадлежащих Яндексу, возможность попасть в «колдунщики» ограничивается или вообще отсутствует, а вот сервисы самого Яндекса показываются там постоянно.
И вот спустя пол года ФАС вынесла решение, что это является нарушением антимонопольного законодательства. В ФАС утверждают, что так Яндекс понижает конкурирующие компании в поисковой выдаче. Компания Яндекс должна покончить с этой практикой, в противном случае против нее может быть возбуждено дело.
Для этого Федеральная Антимонопольная Служба вынесла предупреждение Яндексу и потребовала в течение месяца прекратить дискриминировать в поисковой выдаче ссылки на компании, не входящие в его “цифровую экосистему”.
Источник: база решений ФАС.
Яндекс на это обвинение отвечает (по информации РБК), что
- Во-первых, он так не делает, т.е. не понижает позиции конкурентов.
- Во-вторых, он так делает потому, что так же поступают конкурирующие поисковые системы (очевидно, имеется ввиду “Гугл”).
- А в-третьих, Яндекс мог бы добавить, что уже давно не имеет наибольшей доли на рынке поисковых услуг, т.е. не является монополистом. И по этой причине антимонопольное законодательство к нему не применимо. Но Яндекс все еще не может признать, что проиграл Гуглу. Поэтому Яндексу придется отвечать за подтасовки в поисковой выдаче.
В общем: “Во-первых, я горшка не брала, во-вторых, вернула целый, в-третьих, он и был треснутый.”
Об этом даже сюжет на “Россия 24” вышел. Посмотрите видео: