Интернет-реклама. Итоги 2010
На СПБ РИФ 2011 была представлена статистика по аудитории интернета и интернет-рекламе в прошедшем году. На тему измерения российского интернета было несколько докладов, также я знаю еще несколько источников актуальных и презентативных данных. Интересно было сравнить все эти источники. Сравнение показало, что они содержат разные цифры.
Подробное изучение причин расхождения выявило, что все источники восходят к АКАР. Сейчас в России, фактически, только АКАР (Ассоциация Коммуникационных Агентств России) делает измерения всего рынка рекламы. Беда лишь в том, что данные АКАР не стыкуются с данными самой АКАР предыдущих лет. Оказалось, что за прошедший год у российской рекламы поменялась история – как мы знаем, только Россия имеет непредсказуемую историю, видимо, это сказывается и на истории рекламы в рунете.
Так вот, в АКАР обнаружили, что раньше они кое-чего не досчитывали в рекламе на радио и в региональной прессе. Думаю, что недосчитывают-недовешивают и сейчас, но лучших данных по российскому рынку рекламы пока нет. В общем, АКАР скорректировала ранее опубликованные данные за 2008-2009 годы. Оказалось, что рекламы в региональных СМИ было несколько больше, чем считалось ранее.
Также АКАР поменяло методику учета НДС, что также привело к изменению цифр за предыдущие годы.
Ну а в-третьих, АКАР почему-то не считает за рекламу поисковое продвижение (SEO) и не учитывает его в своих отчетах. Думаю, эта ассоциация SEO не считает потому, что члены ассоциации – старые рекламные агентства. Они не занимаются поисковым продвижением и, допускаю, ничего в нем и не смыслят. Поэтому они физически не могут оценить объемы SEO, т.к. просто не владеют информацией. Вслух это, конечно, не признается, а маскируется словами про то, что поисковая оптимизация, это консалтинг, а не реклама.
Вместе с тем, SEO – это такой же инструмент продвижения товара и бренда, как и, например, реклама в СМИ или контекстная реклама. В чем разница: находится ссылка на первой-третьей строчке поисковой выдачи или на четвертой и ниже? Очевидно, что принципиальной разницы нет, только вот первая строчка – это контекстная реклама, а четвертая всегда относится к поисковой выдаче, т.е. является результатом поискового продвижения.
В общем, чтобы исправить это искажение статистики, я нашел данные по объемам SEO от тех, кто разбирается в SEO, и добавил их к объемам рынка рекламы в интернете по версии АКАР. А именно, я использовал данные компании Webprojects, которая уже несколько лет измеряет рынок SEO.
Вот какие получились итоговые данные по рекламе в интернете.
Интернет-реклама в России, млрд. р. | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Вся интернет-реклама | 11,70 | 23,60 | 27,80 | 36,65 |
В том числе: | ||||
Медийная реклама | 4,10 | 7,40 | 7,70 | 9,80 |
Контекстная реклама | 5,20 | 10,20 | 11,40 | 16,85 |
SEO | 2,40 | 6,00 | 8,70 | 10* |
*Цифра расходов на SEO за 2010 год приблизительная, т.к. Webprojects еще не опубликовали своих результатов за 2010. В исследовании прошлого года на 2011 прогнозировалась сумма в 12 млрд. руб. На РИФе с ссылкой на Ашманов и партнеры была опубликована цифра в 7,2 млрд, что существенно ниже предыдущего года, что явно неправдоподобно. Поэтому я использую цифру 10 млрд. как оценку.
Видно, что SEO сопоставимо с баннерной (медийной) рекламой и конекстной рекламой. Т.е. пренебрегать им недопустимо.
Ну а вот скорректированные цифры по всему российскому рынку рекламы за последние годы в млрд. руб.
Рынок рекламы в России за 2007-2010 годы, млрд. р. | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Вся реклама | 249,7 | 301,8 | 224,0 | 259,9 |
В том числе | ||||
Телевидение | 112,5 | 138,9 | 113,7 | 130,7 |
Радио | 14,9 | 15,0 | 10,6 | 11,8 |
Наружная реклама | 40,4 | 45,8 | 27,3 | 32,2 |
СМИ | 67,8 | 75,3 | 42,0 | 44,8 |
Реклама в интернете | 11,7 | 23,6 | 27,8 | 36,7 |
Прочие медиа | 2,4 | 3,2 | 2,6 | 3,7 |
Вот эти же данные в графическом виде.
На графике хорошо видно, что интернет реклама единственная продолжала рост во время кризиса. В кризисный 2009 год интернет-реклама обогнала наружную рекламу, а в 2010 вплотную приблизилась к рекламе в СМИ.
Пол года назад я уже сообщал о том, что интернет-реклама обошла печатные СМИ, но с тех пор АКАР изменило оценку объемов печатных СМИ в сторону увеличения. Ожидаю, что в текущем 2011 году реклама в интернете все равно обгонит по объемам рекламу в печати.
В целом, рынок рекламы еще не полностью восстановился после кризиса, хотя в 2010 году он показал существенный рост.
А вот первый квартал 2011 года уже показал объемы рекламы на 10% больше, чем первый квартал 2008 года (самый успешный год до кризиса). Можно ожидать, что в 2011 году итог будет примерно 330 млрд. р. и рынок рекламы по итогу года уверенно превзойдет докризисный уровень.
Я тоже временами такое замечаю, но как-то раньше не придавал этому никакого значения.